Отсутствие работы и маленькие зарплаты гонят казахстанцев с насиженных мест

Иллюстрированное фото из открытых источников

Люди бегут из Северо-Казахстанской, Акмолинской, Жамбылской областей в более перспективные Нур-Султан и Алматы

Прочь от бедности и безработицы

Такую грустную для регионов тенденцию проследили авторы исследования «Особенности процессов внутренней миграции и формирование новых центров притяжения внутренних мигрантов в Казахстане» Асем Кусманова и Серик Сейдуманов. Исследователи отмечают: в последние 5 лет внутренние миграционные процессы в стране активизировались. И центрами притяжения для ищущих новой и желательно безбедной жизни людей стали Нур-Султан и Алматы. Там оседает третья часть внутренних мигрантов. Только в 2019 в эти города на ПМЖ прибыло больше 302 тыс. казахстанцев.

«Почти 60% всех инвестиций в основной капитал приходится на западные области Казахстана, а также города Нур-Султан и Алматы. В этих же областях производится более 1/2 всего ВВП страны и выплачивается самая высокая заработная плата. К примеру, разница среднемесячной заработной платы работни-ков западных областей, городов Астаны, Алматы и работников Северо-Казахстанской, Жамбылской и Акмолинской областей составляет 2,6 раза», – приводят данные авторы научной статьи.

Выводы, основанные на статистике, подтверждают и социологические исследования. К примеру, перебравшиеся в 2017 году в Нур-Султан казахстанцы в качестве главных причин смены места жительства назвали низкую зарплату и отсутствие работы. Конечно, погоня за «длинным рублем» не единственный фактор — покидать малую родину людям приходится по семейным обстоятельствам, ради получения образования и так далее. Но факт остается фактом: с 2000 по 2019 годы число внутренних мигрантов увеличилось с 276 тыс. до более чем 1 млн человек.

Искусственное притяжение

В переселении есть интересная особенность. Если большие города манят своими возможностями и перспективами, то активизация внутренней миграции в таких областях как Северо-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, происходит благодаря государственным программам. К примеру, если в 2019 году в СКО на постоянное место жительства приехали 23,2 тыс. человек, то в 2000 году приезжих было не больше 11 тысяч. Но тогда и стимулирующие госпрограммы не действовали. То есть, перечисленные выше регионы по своей сути являются искусственными центрами притяжения.

«Начиная с 2014 года число внутренних мигрантов, выбирающих в качестве региона проживания северные области Казахстана, стало увеличиваться. В это время начинается этап реализации в рамках государственных программ «Дорожная карта занятости 2020» и «Серпін 2050», – отмечается в статье.

Так, в 2013 году в республике была принята «Дорожная карта занятости – 2020». Основной ее посыл – увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала. По данным авторов исследования, за период действия программы из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом было переселено более 17 тыс. казахстанцев или порядка 5 тысяч семей.

С 2017 года начала действовать программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. Она также продолжила развивать искусственные центры притяжения. Только за первые 2 года ее реализации, в трудодефицитные регионы РК мигрировало 13,5 тыс. человек.

При этом авторы исследования считают, что все эти госпрограммы не имеют научно-исследовательского сопровождения. Как адаптировались переселенцы? С какими трудностями столкнулись? Информации на этот счет в открытом доступе недостаточно. Между тем, сегодня отчетливо видна главная проблема таких программ — люди недостаточно активно в них участвуют. Смена места жительства влечет за собой трудности — будь то языковые моменты, культурные и так далее. Различия между трудоизбыточным Югом и трудефицитным Севером играют свою роль.

«Согласно социологическому исследованию, проведенному группой исследователей в 2017 году в четырех южных областях Казахстана (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская и Южно-Казахстанская) с целью составления социального портрета самозанятых, в данных регионах был выявлен низкий уровень вовлеченности самозанятого населения в мероприятия по улучшению занятости. В частности, в мероприятиях по содействию в переезде и трудоустройству на новом месте жительства принимали участие лишь 5% опрошенных (среднее значение по 4-м регионам)», – указывается в материале.

Подводя итоги, авторы статьи, среди факторов активизации внутренней миграции, указывают и упадок сельского хозяйства и сельских регионов, а также диспропорцию развития областей Казахстана в целом. Стоит отметить, что государство от искусственных центров притяжения отказываться похоже не планирует. Более того, буквально на днях премьер-министр подписал постановление правительства, в котором увеличены единовременные выплаты для переселенцев вдвое – с 35 до 70 МРП на каждого члена семьи. Потому стоит ждать усиления внутренней миграции. Тенденция уже просматривается. Например, за 5 лет реализации программы переселения из трудоизбыточных регионов в одну только Северо-Казахстанскую область приехали около 20 тыс. человек.

Павел ПРИТОЛЮК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.