Картофель по 230 тенге за килограмм, морковь по 340 и лук по 100 шокируют павлодарцев, а могли бы стоить гораздо дешевле, если бы не лень СПК.
Казахстан сегодня выращивает картофеля гораздо больше, чем нам нужно на внутреннем рынке. Караганда и Павлодар обеспечивают им Алматинскую, Жамбылскую, Туркестанскую, Актюбинскую, Мангыстаускую, Атыраускую области, Шымкент, Нур-Султан, в которых нет своих картофелеводов. СПК северных областей каждый год покупают у своих хозяйств в стабфонд картофель по цене на 20 – 30 процентов ниже рыночной – крестьянам буквально выкручивают руки. Каждую осень чиновники гордо заявляют, что местных овощей в этом стабфонде хватит до нового урожая. Куда затем они деваются, никто понять не может, весной на рынках Павлодара только завозная картошка.
— За 98 тенге у нас в магазинах отпускался картофель. Но сейчас СПК его перераспределила на осень, со стабфонда картошку осенью будем реализовывать, — не совсем внятно объяснил руководитель отдела предпринимательства и сельского хозяйства Павлодара Нурлыбек АБДРАХМАНОВ.
Пресс-секретарь акима города Салтанат АКИМБЕКОВА его перевела:
— Зимой картофель реализовался по социальной цене 90 – 98 тенге. Это была местная картошка из стабфонда. Сейчас она закончилась, и то, что реализуется в городе – привозное. Устанавливать цену на привозные овощи чиновники не могут.
Между тем, еще 31 марта прошлого года в своем заявлении Касым-Жомарт ТОКАЕВ просил акиматы и правительство через государственную продкорпорацию внедрить в стране так называемый «форвардный закуп» или «покупку под урожай» — механизм гарантированного закупа продукции у отечественных сельхоз и перерабатывающих предприятий как минимум на шесть месяцев вперед.
Как это можно было бы сделать красиво в интервью Ratel.kz от 21 апреля прошлого года рассказал председатель Союза картофелеводов Казахстана Кайрат БИСЕТАЕВ.
— Предлагаем, чтобы СПК, которые есть при акиматах в каждой области, заключали с нами форвардный договор, — сказал он. — Нам сейчас нужны деньги для проведения весенних полевых работ. Получив их, мы зафиксируем объем продукции, которую должны поставить СПК, и справедливые нормальные цены на каждый месяц – с осени до весны, которые будут устраивать акиматы. Каждая СПК в своем регионе может определить два–три десятка магазинов, мы сами будем туда завозить овощи. Хранение берем на себя, и все риски и потери будем нести сами. У акимов появится реальный инструмент по регулированию цен – они же товар уже оплатили, значит, могут напрягать хозяйства, чтобы те выполняли свои обещания. А не как сейчас — идет этот бедный аким к нам и говорит – Алматы жалуется, что у тебя высокие цены, отпусти им по 50 тенге. Рождается взаимное недоверие, когда никто из фермеров не дает акимату точные цифры, сколько у него чего на складах.
Но внедрять форвардный закуп ни правительство ни акимы на местах не захотели. В итоге павлодарские картофелеводы самостоятельно заключили форвардный контракт со столичным СПК на небольшую партию картофеля и доказали, насколько выгоден для обеих сторон и для населения этот вид сотрудничества.
— Мы с Нур-Султаном заключили договор на две тысячи тонн картофеля, — рассказывает Кайрат Бисетяав. — Отработали с урожаем 2020 года зиму и весну – деньги получили прошлой весной, зафиксировали цены на каждый месяц и по этим фиксированным ценам поставляли продукцию в конкретные магазины. Эта цена была почти в два раза меньше рыночной. В итоге мы акимату говорим: убедились, что так работать выгодно? Нужно увеличивать объем таких контрактов, чтобы покрывать хотя бы 20 – 25 процентов рынка. Тогда другие поставщики тоже вынуждены будут упасть в цене.
Автор: Ольга ВОРОНЬКО
Источник: ratel.kz