Земля дороже золота

В Послании народу Глава государства заявил о необходимости эффективно вовлекать земли сельскохозяйственного назначения в полноценный экономический оборот, устранять дефицит профессиональных кадров, а также в полной мере задействовать потенциал аграрной науки.

Нынешние темпы деградации почв ставят под угрозу безоблачную жизнь будущих поколений. Ведь 95% продуктов питания прямо или косвенно производятся на земле.

– По данным международной сельскохозяйственной организации ФАО, в нормальных условиях 80% урожайности формируется за счет плодородия почвы и только 20% зависит от других факторов. Президент неоднократно подчеркивал, что земля – ключевой фактор аграрного производства, – отмечает председатель правления ТОО «Казахский НИИ почво­ведения и агрохимии им. У. У. Успанова» доктор сельскохозяйственных наук, академик АСХН РК Бейбут Сулейменов.

По его словам, все цивилизованные страны мира уделяют особое внимание проблеме восстановления плодородия земель для обеспечения населения высококачественными продуктами питания.

При этом не стоит забывать, подчеркивает он, что почвы служат своего рода фильтром и ежегодно очищают десятки тысяч кубических километров воды. Они также выступают природными хранилищами углерода, тем самым помогая регулировать выбросы парниковых газов, являются важными борцами в борьбе с ухудшением климата.

ЕСЛИ ОНА ИСЧЕЗНЕТ

– Мы несем ответственность за состояние почв, которые дают нам пищу, чистую воду и свежий воздух. Необходимо оздоравливать землю, взяв на вооружение передовые технологии, – уверен Бейбут Сулейменов.

Представьте себе, что плодородной почвы не станет. Тогда исчезнут растения и животные, не смогут жить на планете
и люди. Вот почему известный почвовед Василий Докучаев говорил, что земля дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет.

По данным Бейбута Сулейменова, в структуре земель сельхозназначения сельскохозяйственные угодья составляют 96,7%, в том числе пашни – 24,1%, многолетние насаждения – 0,1%, залежь – 1,8%, сенокосы – 2,1%, пастбища – 68,7%.

Почвенный покров Казах­стана, развиваясь в аридных и экстремальных условиях, отличается от почв стран дальнего и ближнего зарубежья своей низкой устойчивостью к антропогенным нагрузкам. В результате интенсивного развития процессов деградации и опустынивания резко снизились плодородие земли и продуктивность сельскохозяйственных культур, ухудшилась экологическая ситуация в целом.

Сейчас увеличиваются территории эродированных малоплодородных, засоленных и загрязненных земель. Площади малоплодородных почв в Казахстане достигают 75% от общего объема. Ежегодные потери гумуса в земледелии составляют 0,5–1,4 т⁄га.

Потенциальное плодородие почвы по сравнению с периодом освоения целинных и залежных земель снизилось на 40%, а за пос­ледние 10 лет по всем типам почв республики средневзвешенное содержание гумуса уменьшилось до 20,5%. Причем снижение продуктивности наблюдается повсеместно.

Установлено, что уменьшение содержания гумуса в почве на 1% ниже оптимума приводит к снижению урожайности зерновых культур на 0,5–1,0 т⁄га. Это является и одной из причин слабой конкурентоспособнос­ти отечественного сельского хозяйства.

В настоящее время на орошаемых массивах юга и юго-востока Казахстана резко обострилась проблема их мелиоративного сос­тояния. Значительное ухудшение почвенно-мелиоративных условий пахотных почв уже привело к появлению категорий так называемых неиспользуемых, бросовых земель. В связи с этим отдельные участки с неиспользуемыми почвами из-за сильной степени деградированнос­ти и невозможности их дальнейшего использования переведены попросту в категорию залежных.

Эти почвы продолжают постепенно засоляться с образованием солончаков и, подобно высохшему дну Аральского моря, становятся источниками переноса солей.

Кроме того, даже среди ежегодно используемых земель в результате потерь гумуса, основных элементов питания, ухудшения физичес­ких, химических и биологических свойств часто стали встречаться поля, которые дают стабильно низкие урожаи.

– Главными причинами снижения плодородия почв, помимо природных факторов, являются сокращение применения минеральных и органичес­ких удобрений, несоблюдение агротехничес­ких требований, а также научно обоснованных систем севооборотов, – говорит академик Бейбут Сулейменов.

В настоящее время под сельскохозяйственные культуры на 1 га вносится во много раз меньше удобрений, чем в странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, в 2016 году было внесено всего 8% от биологической потребности сельскохозяйственных культур,
в 2017-м – 14%, в 2018-м – 17%. При этом ежегодно с урожаем сельскохозяйственных культур из почвы выносится в 100 раз больше питательных элементов, чем поступает с удобрениями.

Совершенно очевидно, что при таком количестве внесенных удоб­рений невозможно гарантировать получение высоких урожаев и воспроизводство поч­венного плодородия.

Сегодня земледелие должно быть высокопродуктивным, устойчивым, экономически эффективным на основе рационального использования земель, считает академик. Но, к сожалению, процесс разрушения земли пока в Казахстане остановить не удается. Почвы потеряли свое исходное плодородие. Для их восстановления нужны сотни лет, ведь плодородный слой в природе образуется очень медленно. Один сантиметр за 250–300 лет! Слой в 20 сантимет­ров – 5–6 тыс. лет.

ВЕРНУТЬ ХОЗЯИНА

Не случайно все страны мира обеспокоены этой проблемой. За последнее пятилетие принято несколько важных международных документов. Поддержание плодородия почв, их рекультивация и реабилитация – основа выполнения практически всех Целей устойчивого развития (ЦУР). Генеральная Ассамблея ООН объя­вила 2021–2030 годы Десятилетием восстановления экосистем для достижения ЦУР.

– Перед странами поставлена глобальная задача раскрыть, укрепить и поддерживать потенциал почв не только для производства продуктов питания, но и для сохранения водных ресурсов, биоразнообразия, повышения устойчивости в условиях изменения климата. В связи с этим в Казахстане одним из главных приоритетных направлений интенсивного развития экономики становится охрана природных ресурсов,
в частности земельных, сохранение, повышение почвенного плодородия и продуктивнос­ти почв сельскохозяйственного наз­начения, – напоминает Бейбут Сулейменов.

Говоря об эффективности использования земель, не стоит забывать о том, что наши климатические условия отнюдь не самые благоприятные: климат резко континентальный, с большими амплитудами температур, относительно сухой. Среднегодовое количество осадков на большей части территории невелико – 100–500 мм. Потому аграрная деятельность неизбежно связана с большими капиталовложениями, причем результат никогда не гарантирован.

– Чтобы исправить существующую неблагоприятную ситуацию, следует уяснить, какие факторы могут повлиять на эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения. Она,
к примеру, связана с регулярным и правильным внесением различных удобрений. Но далеко не всем сельхозпроизводителям по силам их приобретение. Государст­во предусмотрело компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, однако выделяемые суммы не могут покрыть и малой части расходов, – отмечает ученый.

Более того, современный фермер не заинтересован в правильном, рациональном и экологически безопасном использовании земель. В том числе из-за недостатка специа­листов на селе. Слишком мало выпускников аграрных и технических образовательных учреж­дений готовы работать в АПК. Да и те далеко не всегда могут похвастаться своими знаниями в сельском хозяйстве.

Наши села стареют. Печально, но давно уже не секрет – средний возраст сельских жителей составляет 60–65 лет. Это означает, что через каких-нибудь лет 10, а то и меньше, на селе работать будет некому. Решить кадровую проблему может только целенаправленная и действенная государственная политика, подчеркивает Бейбут Сулейменов.

– Как реально заинтересовать фермера заботиться о земле? На мой взгляд, необходимо совершенствовать законодательную базу в части стимулирования эффективного и рационального землепользования. В законе закрепить действенный механизм, предусматривающий различные меры по восстановлению плодородия почв. Следует усилить надзорную деятельность органов прокуратуры и конт­рольную дея­тельность госорганов для пресечения использования земельных участков не по целевому назначению, – говорит академик.

По его словам, в Стратегии «Казахстан-2050» предусмотрены меры устойчивого развития аграрного сектора, в частности, совершенствование существующих и разработка новых агротехнологий возделывания культур на основе сохранения и воспроизводства плодородия почв.

В настоящее время необходимо наладить оперативный мониторинг плодородия для выявления и устранения причин деградации. На основе этих данных разработать эффективные методы повышения плодородия и урожайности сельскохозяйственных культур для обрабатываемых земель, особенно пашни, в том числе орошаемой.

– Необходимо привлечь внимание властей к проблемам охраны почв от деградации, нарушения и загрязнения. Принять закон об охране и сохранении почв. Аграрный сектор как базовая отрасль экономики нашей страны должен интенсивно развиваться с учетом мирового опыта использования и сохранения главного средства произ­водства – почвы, – подчеркивает академик Бейбут Сулейменов.

НАУКЕ ПО СИЛАМ

В деле рационального и эффективного использования земель велика роль ученых-почвоведов. Именно они могут рекомендовать, как нужно обрабатывать землю, чтобы сохранить ее для потомков. К примеру, в портфеле научных достижений ученых Казахского НИИ почвоведения и агрохимии им. У. У. Успанова имеется ряд технологий повышения почвенного плодородия и продуктивности сельскохозяйственных культур, освоения сильнозасоленных и бросовых земель, рассоления и биологичес­кой мелиорации, снижения токсичности тяжелыми металлами.

Все разработанные технологии прошли производственные испытания и апробированы на полях фермерских хозяйств в различных почвенно-климатических условиях республики.

Прежде чем внедрить разработки в производство, оценивается состояние почвенного покрова на основе ГИС-технологий, составляются почвенные карты и карты агропроизводственной группировки почв для эффективного использования земель сельхозназначения, карты почвенно-мелиоративного и почвенно-экологического сос­тояния, а также агрохимические картограммы полей.

Например, в Туркестанской области на сильнозасоленных землях Шаульдерского массива использование разработанных учеными биопрепаратов позволило добиться повышения урожайности кукурузы на зерно в 1,5 раза. Изюминка технологии заключается в том, что после обработки физиологически активным гуминовым препаратом повышаются энергия прорастания и всхожесть семян.

Выросшие растения устойчивее к болезням и экстремальным условиям среды, быстрее накап­ливают биомассу. Кукуруза созревает на 7–16 суток раньше. По данным НИИ, чистый доход с 1 га за счет прибавки урожая зерна кукурузы составляет до 100 тыс. тенге и более, а дополнительные затраты на их применение не превышают 3% от общих затрат.

Использование новых биоминеральных и биоорганических удобрений на основе цеолита и отходов сельскохозяйственного производства вызывает повышение продуктивности овощных культур, картофеля, сои и риса от 25 до 50%.

Внесение в почву органичес­ких биомелиорантов обеспечивает получение экологически чистой продукции культур, положительный баланс гумуса и, как следст­вие, повышение урожайности риса до 80%. Благодаря этой технологии повышается плодородие засоленных почв. Уже в первый же год их освоения можно получить хороший урожай.

– Разработанный нами метод позволяет вторично использовать минерализованные дренажно-сбросные воды без существенного ухудшения плодородия почв и снижения урожайности риса. Экономится оросительная вода. Ускоряется созревание поч­ти на две недели, что для наших условий имеет важное значение, – продолжает академик.

Ядром новой технологии повышения урожайности риса служат биомелиоранты. Благодаря целому комплексу мероприятий (внесению органических добавок и удобрений, специальному водному режиму и обработке почвы) меняются физико-химические и биологические процессы в рисовых чеках. Злак растет и плодоносит без применения гербицидов.

Опытные испытания показали, что всхожесть семян зерновых и зернобобовых культур увеличивается после применения гуминового биопрепарата. Их урожайность повышается на 25–70%, а затраты на удобрения, наоборот, снижаются в 4–5 раз.

Таким образом, систематическое научно обоснованное применение удобрений, жидких гуминовых препаратов позволяет поддерживать основные агрохимические показатели почв на оптимальном уровне и получать стабильные урожаи сельскохозяйственных культур хорошего качества. По убеждению ученых, для сохранения плодородия земли необходимо срочно улучшить качество агрохимических исследований и агрохимического обслуживания сельского хозяйства страны.

ПОЛЯ КАК НА ЛАДОНИ

Государственный контроль за использованием и охраной земель собственниками участков и землепользователями осуществляют местные исполнительные органы. Они же выявляют не­используемые сельхозугодья.

Для усиления контроля внед­рен космомониторинг земель и определен порядок его проведения. Как отмечают в Министерстве сельского хозяйства, этот цифровой инструмент будет способствовать повышению эффективности и дос­товерности анализа землепользования, послужит стимулом для рационального и эффективного использования земельных участков, даст возможность определить состояние посевов, структуру посевных площадей, паров и подверженных опустыниванию земель.

Наиболее полная картина о сос­тоянии сельскохозяйственных земель сейчас представлена на портале qoldau.kz, где есть не­­с­колько сервисов мониторинга.

На сегодня оцифровано 99,7% пашни. А это 25,5 млн га, на которых работает поч­ти 82 тыс. агроформирований. Оцифровано также более 80% пастбищ – 60 млн га, 53 тыс. землепользователей, за которыми они закреплены.
Есть данные по сенокосам – 1,5 млн га земель, или две трети всех сенокосов по стране.

– Все эти сведения открыты и доступны на qoldau.kz. Через личные кабинеты специалисты управлений сельского хозяйства, Министерства сельского хозяйст­ва могут контролировать их состояние и эффективность использования, – сообщил Азамат Курманов, главный специалист АО «Информационно-учетный центр».

Система автоматически вычис­ляет нагрузку на пастбищные угодья, определяя количество животных на выпасе, и делает вывод об эффективности использования участка. К примеру, за хозяйством закреплено 10 тыс. га пастбищ, но спутник не видит животных, наб­людая за этой территорией. Зато на соседнем пастбище он может зафиксировать перевыпас скота. Отсюда следует однозначный вывод: эти земли нужно передать тем фермерам, которым негде пас­ти свой скот.

По итогам 3-го квартала 2020 года сотрудники центра смогут уже дать заключение и об эффективности использования пашни.

В любом случае государство получило прекрасный инст­румент мониторинга для наблюдения за состоянием земель и принятия своевременных мер их охраны.

Автор: Марина Демченко

Источник: kazpravda.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.