Зернохранилища, на которые жаловались североказахстанские сельчане, проверили на превышение уровня шума и наличие вредных выбросов. Во время проведения замеров, уровень напряжения между местными жителями и представителями элеваторов, едва не достиг критической точки.
Как дальше жить?
Село Смирново — административный центр Аккайынского района Северо-Казахстанской области. Здесь последние несколько лет жители маленькой улицы Пионерская воюют с расположившимися рядом элеваторами. Близость к предприятиям катастрофическая, говорят смирновцы. Потому и жить стало невозможно: пыль, шум, настоящий коммунальный и экологический ад. За возможность дышать чистым воздухом пришлось даже судиться с руководством зернохранилищ. Единственное требование сельчан — перенос основного оборудования элеваторов на положенную по законодательству санитарно-защитную зону в 300 метров. Сейчас она не достигает даже сотни. Постоянные жалобы со стороны людей привели к тому, что госорганы начали давить на бизнес. Об этом мы рассказывали ранее.
Эти обстоятельства привели ко внеплановой проверке. Уровень шума и наличие вредных выбросов изучала независимая аккредитованная лаборатория в присутствии самих смирновцев, а также представителей акимата, СЭС, экологов и так далее. Оценить ситуацию непосредственно на месте решили и мы.
На недавнем совете по защите прав предпринимателей, руководство одного из предприятий уверенно заявило, что претензии со стороны местных жителей — это ничто иное как шантаж. Якобы те требуют внушительные суммы за выкуп своих домов и, как следствие, потом скандал будет исчерпан. Сельчане заверяют, что их попросту оклеветали.
Что же мы увидели? Действительно, улица Пионерская мало похожа на то, что, в принципе, улицей называется. С одной стороны старенькие домишки, с другой — 3 крупных элеватора. Еще один сбоку от жилого сектора. Во всех случаях ни о какой санитарно-защитной зоне в 300 метров речь не идет. Дорога ужасная, вода с нее практически не уходит, а если и находит для себя путь, то только в подполья домов местных жителей.
Мы побывали в доме Зауреш АУБАКИРОВОЙ. Пробираться до её жилища приходится сквозь грязь и лужи. Но это ещё полбеды. Вода стоит прямо под полом. Доски уже начали гнить, повсюду сырость. Женщина заверяет, такого раньше не было.
«Напротив моего дома был котлован, в который уходили все сточные воды. Раньше туда даже уток выгоняли попастись-поплавать. В нашу сторону поток не шел. Однако потом на месте водоема вырос один из элеваторов. С этого момента и начались все наши беды», – рассказывает Зауреш Ережеповна.
Причем, наличие по соседству элеватора не только изменило ландшафт местности и поменяло сток. По словам местной жительницы, предприятие сознательно сливало лишнюю воду со своей территории прямо на дорогу, наплевав на людей. Кстати, сегодня это зернохранилище простаивает. Дело в том, что несколько лет назад выяснилось, что оно работало без какой-либо документации. Работа была остановлена. Однако плоды такого соседства в виде потопа, говорят люди, пожинать приходится до сих пор.
Есть ли нарушения?..
Сегодня претензии сельчан адресованы в сторону ТОО «Ертегi». Хотя предприятие и находится на второй линии, подальше чем два других, но расстояние в 300 метров также не выдержано. Жалуются люди также, как и в случае с ныне закрытым элеватором, на то, что с зернохранилища в их сторону якобы сливаются сточные воды.
«Мы живем как на пороховой бочке! Ни ремонта, ничего не можем со своими домами из-за вас сделать! Мы знаем, что вы элеватор, а не производственная площадка! Уберите свои баки, потому что по закону санитарно-защитная зона больше 300 метров должна быть!», – вступили в горячую дискуссию с представителями предприятия местные жители.
«Ертегi», как было сказано ранее, защищая свою репутацию и право на работу, пригласили независимую лабораторию — филиал республиканского государственного предприятия «Национальный центр экспертизы». За ходом проверки следили госорганы. Но результаты замеров вряд ли понравятся местным жителям: ни измерения уровня шума, ни пробы образцов атмосферного воздуха нарушений никаких не показали. А значит негативного экологического воздействия на жилую зону нет. По сбросу сточных вод специалисты также подтверждения не нашли.
Другой важный момент – предприятие и так работало в рамках закона. Юридически, требование к санитарно-защитной зоне в 300 метров применимо к новым производствам. Площадка ТОО «Ертегi» – действующее предприятие и потому подпадает под исключения.
«Если предприятие давно работает, в него вложены средства, а потом выясняется, что до жилой зоны не 300 метров, а меньше, то законодательством это учитывается. Предприятие три года делает замеры на границе с жилой зоной, и если за этот срок превышений на этом месте никаких выявлено не будет, то по истечению этого отрезка времени выдается постоянное разрешение. ТОО «Ертегi» с 2012 года работает, в 2019 было установлено что СЗЗ здесь не 300, а 71 м. Они пошли за разрешением на 3 года и сейчас делают эти замеры», – объяснил нам начальник юридического отдела Палаты предпринимателей СКО Айдос КЕНБЕИЛОВ.
К слову, смирновцы изначально зная о внеплановой лабораторной проверке были настроены скептически. Отмечают, проводить замеры необходимо не сейчас, а в период уборочной кампании, когда элеваторы работают на полную мощность. Люди намерены и дальше доказывать свою правоту и бороться за право дышать полной грудью.
Павел ПРИТОЛЮК, Северо-Казахстанская область