Экс-министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков на своей личной странице в Фейсбук разместил пост о том, что искусственное повышение цен на авто за счет утильсбора бьёт по карманам народа, об этом сообщает ИА “КазТАГ”
«В Казахстане уже несколько лет действует утилизационный сбор при ввозе автомобилей из-за рубежа. Это приводит к удорожанию завозимыx авто, и таким образом дает определенную фору местным бизнесменам – производителям автомобилей перед завозимым извне товаром. Этой форой можно распорядиться по-разному. Можно просто складывать денежку как экстра-маржу в карман, а можно направлять на развитие и углубление местной составляющей, что будет делать местное производство еще более конкурентоспособным и выгодным», – написал глава Мясного союза Казахстана Мамытбеков, на своей странице в социальной сети.
Он отметил, что «во всем мире сборку и местное производство организовывают как раз таки, чтобы удешевить продукцию, так выгодней».
«Это происходит как за счет экономии транспортных издержек – ведь одно дело везти целый, уже готовый автомобиль, другое дело – не собранные, компактно упакованные, запчасти и комплектующие, так и за счет дешевизны местных запчастей и местной рабочей силы. То есть местная сборка априори дешевле и выгоднее покупки готового авто. Соответственно для реального и полноценного местного производства и сборки авто, с достаточным уровнем локализации не требуется никакой защиты от импорта и столь активной поддержки. Одновременно, чтобы поддержать отечественную сборщиков авто (написать «отечественных машиностроителей» не поднимается рука) правительство дает множество преференций, льгот, дешевых кредитов непосредственно для этих сборщиков авто», – отметил бывший министр сельского хозяйства.
Кроме поддержки непосредственно самого сборочного бизнеса, добавил он, «государство позаботилось и о стимулировании спроса «отечественной сборки».
«Массированно выдаются дешевые кредиты – под 4% годовых на семь лет, с 10% первоначальным взносом (невероятно льготные условия!) Причем эти кредиты выдаются за счет бюджетных средств, так как в 4% банки могут уместить только свою маржу. Естественно под «0» ставку на рынке деньги не найдешь, соответственно приходиться отрывать деньги из бюджета. При этом в бюджете хронически и катастрофически наблюдается дефицит средств. Все можно было бы понять. Можно сказать, все страны начинали со сборки, все на старте так или иначе поддерживали локальное производство. Но есть несколько вопросов», – пояснил Мамытбеков.
Так, по его словам, «этой эпопее уже почти четверть века».
«Еще в августе 1996 года казахстанская компания «Достык-Интеравто» и южнокорейская компания LG International подписали соглашение об организации совместного автосборочного производства. А в марте 1997 года на станкостроительном заводе в Алматы в одном из цехов была начата отверточная сборка джипа «Тулпар» на базе машины южнокорейской компании Kia Sportage. То есть стартовый этап давно уже пройден, а льготы и преференции только увеличиваются. Получается производство ради производства или производство любой ценой?!» – задается вопросом глава Мясного союза.
Также он указал на то, что «уровень местной локализации так и остался, как говорят на просторах интернета, «на уровне казахстанского воздуха в импортных шинах».
«Наши южные соседи примерно начинали с нами в одно время, и ушли далеко вперед. Почему хотя бы кожаные кресла не делать из отечественной кожи, ведь шкуры КРС буквально сгнивают на свалкаx или продаются задарма? Зачем искусственно повышать (за счет утильсбора) цены на импортные автомобили? Это же бьет по карману собственного народа, приводит к лишним потерям бюджета, так как взращенное в таких «тепличных» условиях неконкурентное местное производство будет требовать постоянной поддержки и льгот (налоговых в том числе). Неужели все это лишь ради дополнительной маржи местных сборщиков?!» – поинтересовался экс-министр.
И самое главное, задается вопросом бывший глава МСХ – почему таких же льгот и мер поддержки нет по позиции сельхозтехники?
«Кредиты для покупателей казахстанской сельхозтехники не под 4%, а под 7% (почти в два раза дороже), первоначальный взнос не 10%, а 15%, в 1,5 раза больше (были временные исключения на 2020 год). Почему условия поддержки для них хуже?! Ведь сборкой сельхозтехники занимаются такие же наши бизнесмены, работают такие же наши рабочие в таких же цехах (заводами трудно назвать). Эту технику покупают же потребители – фермеры, которые тоже являются нашими гражданами. И, кроме того, за этими потребителями сельхозтехники – фермерами – вдобавок стоят ведь еще миллионы наших граждан – потребители продовольствия. Неужели такие простые истины непонятны?» – спросил Мамытбеков.
Источник: https://kaztag.kz